Хотите оформить электронную цифровую подпись, чтобы решать многие вопросы онлайн?
Усиленную квалифицированную электронную подпись (КЭП) ранее оформляли только аккредитованные удостоверяющие центры, которые проводили обязательную идентификацию личности в присутствии клиента, чтобы подтвердить подлинность информации о владельце, и выдавали сертификат КЭП за определенную плату. С 1 июля 2021 года предприниматели могут получить КЭП бесплатно – в Федеральной налоговой службе России (ФНС).
А с 1 января 2022 года были введены новые правила:
- те, кто может действовать от имени организации без доверенности (руководители юр.лиц), индивидуальные предприниматели и нотариусы могут получить КЭП только в удостоверяющем центре ФНС России
- для физ.лиц, в том числе самозанятых, и представителей организаций, действующих по доверенности, КЭП продолжат выпускать коммерческие аккредитованные удостоверяющие центры (АУЦ)
Как получить электронную подпись в ФНС
Для оформления подписи вам потребуется:
- Предоставить документ, удостоверяющий личность, и СНИЛС
- Взять с собой USB-носитель ключевой информации (токен), сертифицированный Федеральной службой по техническому и экспортному контролю России или ФСБ России:
- приобрести такие носители можно у дистрибьюторов производителей и в специализированных Интернет-магазинах (также вы можете использовать уже имеющиеся токены, если они соответствуют всем требованиям)
- УЦ ФНС России поддерживает ключевые носители формата USB Тип-А, в частности: Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S, Рутокен Lite, JaCarta-2 SE (JaCarta-2 PKI/ГОСТ/SE), JaCarta LT, JaCarta-2 ГОСТ, JaCarta-2 PKI/ГОСТ, JaCarta PKI, ESMART Token, ESMART Token ГОСТ
Заявление на выпуск квалифицированной электронной подписи можно подать через личный кабинет налоговой, но выдается КЭП только при личной идентификации получателя в ФНС.
Срок действия КЭП, выданной ФНС в экспериментальный период, – 15 месяцев.
Как оформить электронную подпись через АУЦ не выходя из дома
Чтобы сэкономить свое время, можно получить электронную подпись через АУЦ не выходя из дома. Для этого необходимо:
- Подать заявку на сайте одного из удостоверяющих центров, который оказывает услугу по выездной идентификации личности, заказав приезд специалиста на дом
- Предоставить сканы следующих документов:
- удостоверение личности
- свидетельство ИНН
- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (СНИЛС; для физических лиц)
- подтверждение записи в ЕГРИП или ЕГРЮЛ (для ИП и компаний)
- учредительные документы (для компании)
- доверенность, заверенная у нотариуса или печатью ИП/ООО (при наличии печати) – если подпись получает ваш представитель
- Произвести оплату онлайн
- Определить время и место для проведения очной идентификации
- После прохождения идентификации вы получите ссылку на создание (генерацию) электронной подписи – она может быть записана на носитель или в реестр компьютера. При необходимости технический специалист удостоверяющего центра окажет поддержку
Как еще можно оформить электронную подпись?
Получить КЭП можно в АУЦ:
- лично
- по почте
- через доверенного представителя
Перечень всех удостоверяющих центров можно найти на официальном сайте Минцифры по этой ссылке. Подробные правила, стоимость и способы оказания услуги уточняйте у выбранной вами компании.
О чем еще важно знать
Сколько стоит оформление КЭП?
Услуга по выдаче сертификата и ключей электронной подписи в ФНС бесплатна.
Стоимость обслуживания КЭП, выданных в удостоверяющих центрах, определяется регламентом каждого конкретного УЦ.
Требуется ли особое программное обеспечение для использования электронной подписи?
Как правило, нужна установка программы-криптопровайдера, которая обеспечит защиту информации с применением электронной подписи и шифрования в операционных системах Microsoft. В России чаще всего используются КриптоПРО, Signal-COM или ViPnet. Кроме этого, некоторые сайты могут предлагать установить плагины (модули, подключаемые к браузеру для расширения его возможностей) и дополнительные корневые сертификаты, чтобы ключи электронной подписи взаимодействовали с удалённой системой.
Что делать, если конфиденциальность электронной подписи нарушена?
Держатель электронной подписи самостоятельно обеспечивает конфиденциальность ключа ЭП. Если конфиденциальность нарушена, незамедлительно уведомите об этом любой аккредитованный удостоверяющий центр и участников электронного взаимодействия.